психологический
ИНТЕРНЕТ - журнал
Главная/Актуальное от экспертов/Причины, мотивы и признаки суицидального поведения. И как помочь человеку с суицидальными наклонностями.

Причины, мотивы и признаки суицидального поведения. И как помочь человеку с суицидальными наклонностями.

← Предыдущая Следующая →
Причины, мотивы и признаки суицидального поведения. И как помочь человеку с суицидальными наклонностями.

Причины, мотивы и признаки суицидального поведения.
И как помочь человеку с суицидальными наклонностями.


Причины самоубийственного поведения представляют собой сложную и многоаспектную проблему. Они могут быть обусловлены биологическими факторами, генетикой, психологическими аспектами и социальными условиями. Несмотря на то, что люди обычно прибегают к самоубийству в критических ситуациях, таких как разрыв отношений, увольнение или неудачи в обучении, большинство специалистов склонны считать, что это является скорее провоцирующим фактором, чем основной причиной. Большинство людей, совершающих самоубийство, страдают от депрессии, которая часто остается не диагностированной и не получает должного лечения.
Поскольку депрессия часто является предпосылкой суицидального поведения, исследование факторов, вызывающих депрессию, может помочь ученым понять причины суицида. Другие психические заболевания, такие как биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства, также могут способствовать суицидальным наклонностям.


Биологические причины:
Исследователи, отмечая высокий уровень суицидальных наклонностей в определенных семьях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Кое-какие люди имеют генетическую предрасположенность к психическим расстройствам, таким как шизофрения и алкоголизм, что может привести к увеличению риска суицида. Исследования выявили пониженный уровень серотонина в головном мозге людей, у которых отмечаются приступы неконтролируемой агрессии.


Психологические теории:
В начале 20-го века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. Американский психиатр Karl Menninger детально разработал идеи Фрейда. Он предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым). Американский психолог, ныне рассматриваемый как пионер современной теории суицида, Edwin Schneidman, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы. Психотерапевты когнитивной школы, которые изучают процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления ("жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть"), которое ведет к невозможности выработки решений своих проблем. Согласно психологам, много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внимание к своим проблемам.

 


ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ СУИЦИДА:
- Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Само убийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
- Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
- Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальные и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
- Попытка сделать больно другому человеку - "Они еще пожалеют!" Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
- Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.


ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:
- Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Чело век мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
- Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
- Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если решение покончить с со бой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая.
- Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
- Словесные указания или угрозы.
- Вспышки гнева у импульсивных подростков.
- Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
- Бессонница.


КАК ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ НАКЛОННОСТЯМИ:

ВЫСЛУШИВАЙТЕ - "Я слышу тебя". Не пытайтесь утешить общими словами типа "Ну, все не так плохо", "Вам станет лучше", "Не стоит этого делать". Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом - большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг - "Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...", "Большинство людей задумывалось о самоубийстве...", "Ты когда-нибудь думал, как совершить его?" Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем вы можете по мочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

 

 

Автор: психолог-консультант
Новикова Д.Ю.

Записаться на консультацию

Связаться заполнив форму
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Ютуб канал
Мы находимся
г. Санкт-Петербург
Почта для связи
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 17:00
Перезвоните мне

Рады будем ответить на любые Ваши вопросы, пишите нам!

Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарии*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена